Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Цель разработки данной диагностики – изучение возможностей задачного материала для выявления сформированности компонента “оперирование образами”.
Задача: перенос методики диагностики “оперирование образами” Поливановой и Ривиной на геометрический материал.
Поскольку задание 2 является аналогом заданий Поливановой и Ривиной (т.к. оно предполагает решение с помощью движения фигур), то я выбрала его для изучения возможностей. Назовем задание 2 – базовым зданием (рис. 2.6).
Задания диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале
Рис. 2.6
рис. 2.7
рис. 2.8
рис. 2.9.
рис.2.10.
Описание материала.
Предлагается четыре задания: найти среди представленных фигур ту, которая соответствует образцу (рис. 2.7, рис. 2.8, рис. 2.9, рис. 2.10).
Задания разделены по типам:
1 тип “простые фигуры” - задания 1, 2;
2 тип “усложненные фигуры” – задания 3,4
Методика проведения диагностики.
Испытуемому предлагаются бланки с заданиями (см. приложение 2), поочерёдно, начиная с первого. Каждый последующий бланк предлагается после того, как испытуемый выполнит задание предыдущего бланка (не имеет значение - правильно или нет).
Экспериментатор наблюдает и протоколирует ход выполнения задания испытуемым. В ходе наблюдения экспериментатор задаёт вопросы:
- Как ты нашёл фигуру?
- Что ты делал, чтобы найти её?
- Как проверить, что это та самая фигура?
Характеристика заданий диагностики “оперирование образами” на геометрическом материале после апробации.
Данная модификация направлена на определение ориентации на путь решения с помощью оперирования образами.
Задание 1 (рис 2.7).
В отличии от базового задания, здесь два правильных ответа (фигуры 2 и 5); расположение фигуры 2 такое же как у правильного ответа в задании методики у Якименко, а фигура 5 расположена “не так очевидно для решения”.
Варианты ответов, полученные в ходе проведения диагностики:
- фигуры 2 и 5 (6 чел. из 8);
- фигуры 2, 3 и 5 (1 чел. из 8);
- фигура 2 (1 чел. из 8).
По фактам поведения ребенка или ответам на вопросы можно сделать вывод о наличии у него той или иной ориентации на способ решения.
В данной ситуации имели место два случая:
1) по ответам на вопросы можно сделать вывод, что большинство детей получали ответ с помощью сравнения элементов фигур (сторон, углов);
2) от многих детей на вопрос “Что ты делаешь?” часто можно было услышать “Смотрю.”, т.е. ничего нельзя сказать о способе решения (оперировал ли ребенок целостным образом или сравнивал отдельные элементы?).
Особенно следует обратить внимание на такие факты: по количеству правильных ответов и по быстроте решений это задание является самым успешным. Поскольку все дети решали это задание быстро, то появляется гипотеза, что они не соотносили элементы фигур, а сравнивали целостные образы.
Задание 2 (рис. 2.8).
Это задание отличается от базового задания тем, что здесь все фигуры объёмные.
Нормативный ответ: фигура 2.
Варианты ответов, полученные в ходе проведения диагностики:
- фигура 2 (7 чел. из 8);
- фигура 3 (1 чел. из 8).
Т. к. при выполнении данного задания на вопрос “Что ты делаешь?” часто можно было услышать “Переворачиваю фигуру”, то я могу предположить, что задание действительно направленно на распознание такого умения, как мысленное видоизменение положения объекта. Но здесь стоит заметить, что объекты были достаточно простые.
Вывод по задания 1 и 2.
Задания действительно выявляют образный компонент.
Прямоугольный треугольник – фигура хорошо знакомая детям. Объемные фигуры задания 2 тоже достаточно простые. Таким образом, появляется свидетельство того, что действия детей и успешность выполнения заданий зависит от степени “знакомости” или “простоты” фигур.
Что происходит на более сложных и незнакомых фигурах, видно в заданиях 3 и 4.
Задание 3 (рис. 2.9).
Если сравнивать его с базовым заданием, то здесь образец больше, чем фигура 2, которая по норме предполагается как правильный ответ.
Варианты ответов, полученные в ходе проведения диагностики:
- фигура 2 (4 чел. из 8);
- фигура 4 (2 чел. из 8);
- фигура 1 (1 чел. из 8);
- фигуры 1,2,4 (1 чел. из 8).
Все случаи решений детьми этого задания совпадают с заданием 1, но добавляется еще один случай: некоторые дети крутили бланк с заданием (ребенок зафиксировал образ, а крутит бланк с заданием), т.е. можно предположить, что они оперировали образом.
Таким образом, задание действительно выявляет ориентацию на путь решения с помощью оперирования образами, но увидеть это трудно. Возможно, нужно давать ребенку фигуру – посредник, которую он сможет передвигать и прикладывать к другим фигурам.
Это интересно:
Особенности развития умственно отсталого ребёнка
В настоящее время активно развивается теория и практика коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприят ...
Применение форм внеклассной работы в средних и
старших классах
В средних классах могут быть использованы как одна, так и несколько форм внеклассной работы по математике: математические конкурсы, викторины; математические кружки; математические утренники; математические экскурсии; математические сочинения и математическая печать; командные соревнования; олимпиа ...
Проверка практических и лабораторных работ
С помощью этого метода получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами. Преподаватель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или с ...