Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы.
Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, образовательного процесса).
Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.
Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств.
Содержание работы над проблемой может включать:
– фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;
– изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
– изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
– типологизация средств разрешения проблемы;
– обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
– построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
– разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
– апробация новой модели деятельности;
– выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.
Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы – важная задача для методической учебы педагогического коллектива.
Специальные семинары, организационно-деятельностные игры и т.п. должны проводиться в целях обучения коллектива и формирования способностей перед началом работы над проблемой.
Проблема определяется на основе анализа методической работы за предыдущий учебный год, например: «Использование дидактических средств на уроке», «Организация деятельности учащихся на уроке» и т.д.
Раздел плана работы над проблемой
Название проблемы |
Содержание работы над проблемой |
Форма работы |
Планируемый результат |
Организаторы работы |
Примерная тематика проблем, над которыми работают школы:
Управление качеством образовательной системы, образовательного процесса в школе.
Оценка продуктивности педагогического и управленческого труда.
Культура педагогического труда работника образования (овладение методами НОТ, оптимизации, технологиями развивающего обучения).
Региональный компонент в содержании общего среднего образования и образовательного процесса.
Освоение базисного учебного плана средней общеобразовательной школы: достижения, проблемы.
Дифференцированный подход образования и обучения как одно из средств повышения качества образования.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципа гуманизации в воспитании
Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Формирование оптимального учебного плана для школы с учетом уровня развития и потребностей учащихся.
Разработка системы диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.
Работа с педагогическими кадрами (повышение уровня дидактической подготовки, создание творческих групп).
Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский.
Совершенствование системы стимулирования творчески работающих учителей, которые своей системой урочной и внеурочной работы поддерживают постоянный познавательный интерес к обучению.
Корректировка программ, изменение форм организации учебной деятельности в направлении разгрузки учащихся.
Это интересно:
Речь как фактор развития человека
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе об ...
Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает ...
Социальная среда развития ребенка
Социальная среда развития – условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в ДУУ. Его участники – воспитанники ДУУ, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников. Воспитание дошкольников в разновозрастных группах ДУУ имеет ряд сложно ...