Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
У отдельных учащихся отмечается хороший темп чтения, но при этом сильно страдает его осознанность. Это свидетельствует о механическом чтении.
Наиболее нарушенной стороной чтения является его выразительность. Высокого уровня развития данного навыка не показал ни один из учащихся. Большинство учащихся не соблюдали правильный темп чтения, не умеют правильно распределять своё дыхание, нарушают логические паузы, страдает и сила голоса при чтении (слишком слабый или тихий, монотонный).
Чтение умственно отсталых учащихся часто носит угадывающий характер, с частой заменой одного слова другим. У них наблюдаются те же затруднения в технике чтения, которые отмечаются и у учащихся с фонематическим недоразвитием.
Кроме того, имеются ошибки, обусловленные недостаточным развитием лексико-грамматических средств языка. Довольно часто встречаются ошибки, связанные с недостаточным различением морфем слова (корня, суффикса, приставки), с неосознанием их смысловой роли. Отсюда замена одного слова другим, имеющим с ним общий корень или сходство по звуковому составу. Вместо опустил читают «пустил», вместо собрались — «добрались», набрели — «набрали». Но особенно много ошибок в окончаниях слов (днем — «днеревьев — «деревья»).
Эти ошибки происходят из-за того, что в основе догадки, возникающей у детей в процессе чтения, лежат признаки буквенного сходства слов, значение же их, структура и форма не учитываются детьми.
Наблюдается и недостаточное понимание прочитанного. Поскольку для понимания содержания нужен прежде всего достаточный запас слов, знание их значений, а также осознание связей между словами, можно считать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью не полностью сформированы предпосылки правильного понимания прочитанного.
Например, читая рассказ «Как делают гнезда», Витя Р.(средний уровень навыка осознанного чтения) выделил как недостаточно знакомые такие слова и словосочетания: рыхлые, в укромном местечке, неровность, реденькая травка.
Вследствие непонимания этих слов многое из содержания текста осталось для него непонятным. Он уловил лишь общий смысл рассказа, но пересказ прочитанного оказался неполным, недостаточно точным из-за неправильного осмысления и отдельных слов, и связей между ними. Вот какие объяснения он давал некоторым из указанных выше выражений: реденькая травка — «это маленькая травка», нехитрая постройка — «это значит построить такой дом», неровность — «это стена такая круглая».
Ещё труднее для умственно отсталых учащихся оказалось установление причинных связей. При этом можно отметить расхождение между языковой, логической и смысловой формами.
Например, отвечая на вопрос «Почему?» Маша Н. (низкий уровень развития навыка осознанного чтения) ограничилась соединением двух предложений, относящихся к данному объекту, союзом «потому что», не раскрывая существенных в контексте данного рассказа связей.
Наличие в тексте союзов, предлогов, относительных и указательных слов (местоимений, наречий) усложняет понимание межфразных связей.
Фонетико-фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей рассматриваемой группы, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям чтения.
Сознательность чтения характеризуется рядом особенностей. При попытке пересказать содержание текста большая часть учащихся не смогла вспомнить начало рассказа, не смогла воспроизвести события в правильной последовательности, установить причинную зависимость явлений. Затрудняло усвоение содержания прочитанного непонимание отдельных слов.
Осознанность прочитанного значительно повышалась при помощи в виде наводящих вопросов.
Нарушения чтения у детей - это особые, специфические затруднения, которые связаны с недостаточной готовностью языковых процессов, формирующихся в ходе развития речи. Нарушения, как было показано выше, имеют различную структуру и степень выраженности от отдельных затруднений и специфических ошибок до общих резко выраженных трудностей формирования письма и чтения.
По итоговым результатам обследования развития навыков чтения учащиеся были разделены на три уровня: (табл.2, рис.1)
Таблица 2
Итоговый уровень развития навыков чтения
Общее количество учащихся |
высокий |
средний |
низкий |
15 человек |
- |
8 человек |
7 человек |
Рис.1. Итоговый уровень развития навыков чтения
1) Первый уровень характеризуется достаточно высокими показателями развития всех навыков чтения. Чтение учащихся характеризуется отсутствием ошибок при чтении. Обследование устной речи свидетельствует о достаточном уровне развития звукопроизношения. Это в свою очередь положительно сказывается на беглости чтения.
Это интересно:
Организация урока в системе ЛОО. Основные требования
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уро ...
Основные эколого-химические понятия
Большое влияние на учебно-воспитательный процесс оказывает связь обучения природоведению, биологии, географии и химии с охраной природы. На школы возлагается особая ответственность за воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природным богатствам Родины. Поэтому теоретическое изуче ...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения
старшеклассников
Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения, как для ученика, так и для учителя. В первую очередь потому, что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса. Суть э ...