Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях.
Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.
Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.
Современное состояние отечественной социальной педагогики характеризуется многообразием подходов к определению её сущности, целей и задач. Социальную педагогику понимают как одну из функций или направлений социальной работы (И.А. Зимняя), теоретический базис профессии «социальная работа» (В.Г. Бочарова), часть общей педагогики, фокусирующей внимание на проблемах социального воспитания (А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов и другие). Одна из причин данного явления заключается в недостаточной исследованности объективных причин и источников формирования социально-педагогических подходов, особенностей их реализации в конкретных социокультурных условиях.
При определении понятия «социальная педагогика» мы исходим из необходимости рассмотрения последнего в двух аспектах: с одной стороны, социальная педагогика – это глобальное явление, присущее обществу изначально, в качестве процесса воспитания человека обществом в интересах социума; а с другой, – это самостоятельная область научно-педагогического знания, исследующего воспитательный потенциал общества, активизирующего деятельность разнообразных общественных воспитательных систем в их взаимосвязи.
Развитие идеи и становление социально-педагогической науки в России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая при этом несомненными особенностями. Вопросы социального воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого всем патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности; своеобразием отечественной культурной (прежде всего философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного; многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также – традициями призрения и благотворительности; многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социокультуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и так далее.
Идеи социальной педагогики нашли сторонников в демократических слоях общества практически всех стран Европы. Так, эти идеи и идеи прагматизма вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовой школы. Пауль Наторп, который внес немалый вклад в развитие социальной педагогики, в своей программе говорит о самоусовершенствования общества, пораженного различными формами социальной аномии (преступность, распад семьи, алкоголизм и так далее). Для того чтобы помочь детям (подросткам), попавшим в трудную жизненную ситуацию социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда его определяют. Социальный педагог должен уметь организовывать, деятельность и сотрудничество детей.
Это интересно:
Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с
1985 г
С 1985 г. новым руководством СССР взят курс на проведение преобразований в экономике, социальной сфере, внутриполитических и международных отношениях, на развитие демократии с широкой гласностью, создание правового государства. Происходящие процессы вызвали в стране бурную и неоднозначную реакцию р ...
Особенности одаренных детей и детей с СДВГ
Одаренные дети, как и гиперативные особенны по своему развитию и восприятию окружающего мира. В связи с эти у таких детей появляются как положительные стороны в адаптации, так и отрицательные. Исследовав множество источников, были выделены основные особенности одаренных детей и детей с СДВГ. Влияни ...
Основные понятия и
законы экологии
К становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь рассматриваемого его в виде календаря экологических событий Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями) Годы Автор Страна Экологическая информация VI-IV вв. до н.э. Древняя Индия Э ...