Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно - деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:
=> моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
=> поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
=> наличие конфликтных ситуаций;
=> обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
=> использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;
=> контроль игрового времени;
=> Элементы состязательности;
=> правила, системы оценок хода и результатов игр;
Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:
1. Обоснование требований к проведению игры.
2. Составления плана ее разработки.
3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.
4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.
5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.
6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
=> знакомство с реальной ситуацией;
=> построение ее имитационной модели;
=> постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
=> создание игровой проблемной ситуации;
=> вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
=> разрешение проблемы;
=> обсуждение и проверка полученных результатов;
=> коррекция;
=> реализация принятого решения;
=> анализ итогов работы;
=> оценка результатов работы.
Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере их возрастания их сложности на три группы
1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.
2. Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы - игровой ситуации.
3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения игр могут быть самыми разными это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс - конференции, и уроки - суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление наглядности; консультации.
Это интересно:
Прием “оперирование образами” как компонент системного мышления
“Оперирование образами” рассматривается психологами как компонент системного мышления. Представим описание системного мышления, его компонентов и его связь с теоретическим мышлением. Согласно концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, компонентами теоретического мышления являются рефлексия, анализ и ...
Теоретические основы модульного обучения
Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимиз ...
Причины неравномерности роста в различные возрастные
периоды
С момента оплодотворения яйцеклетки основным регулирующим механизмом является генетический аппарат. По мере развития организма в качестве регулирующего механизма на первый план выходит взаимодействие веществ, образуемых органами и тканями. Каждый орган и ткань производят вещества, стимулирующие и у ...