Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Этапы развития личности носят закономерный характер и могут быть поняты как результат перестройки психических процессов ребенка под влиянием его социального опыта. Доказано, что "стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно-потребностная сфера". Своеобразие некоторой целостной структуры личности ребенка определяется направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Потребность в новых впечатлениях является ведущей для психического развития в онтогенезе, на основе которой развиваются другие потребности - в общении, в деятельности и т.д. В работах отечественных исследователей указаны основные механизмы развития психики, в том числе и мотивации, в ходе возрастного развития личности проблемы.
Интенсивное развитие всей мотивационной сферы характерно, по периодизации Д.Б. Эльконина, для младенчества, дошкольного возраста, подросткового возраста, где происходит преимущественное овладение ребенком нормами межчеловеческих отношений, задач и мотивов деятельности. Отмечено, что могут быть сенситивные этапы для отдельных сторон мотивационной сферы - целеполагания, социальных и познавательных мотивов и др. Переходные периоды одного этапа развития к другому называют критическими, они всегда связаны со сменой стадий и обнаруживают внутреннюю необходимость этой смены. В возрастном развитии различают кризисы 1) когда взрослому трудно с ребенком и 2) когда трудно самому ребенку (с взрослым, с самим собой). Принято считать критическими этапы 1,3,7,13 лет, и продолжительность критических периодов предлагается определять полугодиями до и после кульминационных точек. При изучении критических точек становления мотивации следует ориентироваться на положения, рекомендуемые А.К. Марковой:
И в критические периоды развитие не прекращает своей созидательной работы.
Феномен кризиса не является необходимой чертой возрастного развития. Возможно бескризисное протекание переломных периодов развития при разумном управлении процессом - управлении воспитанием.
"Бескризисное" протекание детства не означает "бесконфликтное".
Конфликт в критических точках развития может проявляться как в трудностях отношений человека с внешним миром, так и в разладе с самим собой.
Противоречия, конфликты с окружающими и с самим собой (соответственно, критические точки развития) могут быть вызваны непропорциональным, дисгармоничным, "рассогласованным" развитием разных сторон психики (деятельности и потребностно-мотивационной сферы, деятельности и общения, дисгармонии отдельных сторон внутри самой мотивационной сферы (например, мотивов и целей, "смыслов" и эмоций)).
Основным механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе признается изменение объективных условий жизни ребенка, его отношения с окружающими людьми, обозначенное в литературе как рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественных отношений и стремлением ребенка изменить это место.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Она определяется самой образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, уровень притязаний и т.д.), субъектными особенностями педагога и системы его отношений к ученику.
Мотив и мотивация характеризуются следующими наиболее значимыми параметрами:
Возможностью и способностью субъекта отражать окружающую действительность. Следовательно, мотивация зависит от того, насколько полно и объективно отражается субъектом действительность. На процесс отражения могут оказать влияние биологические (физический или психический недостаток субъекта) и социальные (недостаточность знаний об окружающих явлениях и др.) факторы и особые, нетипичные условия ситуации.
Направленностью - предметной избирательностью, отражающей то, что привлекает субъекта в деятельности (содержание, способ действий, виды и формы деятельности).
Силой - интенсивностью побуждения - одна из наиболее значимых характеристик; наиболее сильные мотивы называют ведущими или доминирующими. Они и определяют направленность деятельности и особенности поведения.
Устойчивостью - стабильностью побуждения во времени. С точки зрения выраженности этой характеристики мотивы разделяют на: ситуативные, определяемые сиюминутными обстоятельствами, и устойчивые, действующие в течение относительно большого временного интервала.
Это интересно:
Симптоматика и механизмы нарушения
фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Современное представление о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, В.И. Галунов, Л.А. Чистович, Е.Н. Винарская и др.). По данным указанных авторов, функционирование каждого последующего бивня опирается на результаты анализа речевого воздействия предыдущего уров ...
Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор»
Клуб «Святогор» был основан в 2006 году по инициативе диакона Борисоглебского на Устье мужского монастыря Геннадия Липатова. Название клуба было выбрано им не случайно, ведь по преданию именно в этих краях находился терем непобедимого богатыря Святогора - древнейшего охранителя Руси, побратима и уч ...
Динамика сформированности культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и выявить динамику сформированности, сделать выводы. Уровень сформированности культуры поведения у дошкольников экспериментальной группы на 2- м этапе исследования представлены в приложении 1. Уровень сформированности культуры пове ...