Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Саламанка, город в Испании, в области Леон, на реке Тормес.
В наши дни Саламанкский университет, являясь одним из важнейших культурных и образовательных центров Испании, поддерживает свою всемирную славу удивительно органичным сочетанием бережно хранимых традиций и самых новейших достижений.
В отличие от ряда европейских стран, например от Италии, где инициатива создания университетов принадлежала в первую очередь городам, первый испанский университет обязан своим рождением королевской власти. В 1218 году король Леона Альфонс IX, осознав потребность государства в образованных людях, объединил в Универсальную школу сеть учебных заведений Саламанки, занимавшихся в основном изучением Священного Писания и канонического права. Королевский указ привлек в Саламанку ученых со всей Испании, а также из Италии и Франции. Способствовала созданию вуза и католическая церковь. С самого начала большинство профессоров и студентов принадлежали клиру.
В 1255 году папа Александр IV дарует Универсальной школе право собственной печати, а его выпускникам право повсеместного преподавания. Это поставило Саламанкский университет на один уровень с вузами Парижа, Болоньи и Оксфорда. Предполагалось первоначальное обучение студентов всех факультетов грамматике и искусствам, затем следовало распределение (основными считали факультеты теологии и права), после которого можно было учиться для повышения квалификации.
В начале XIII века, конечно, было еще далеко до эпохи Ренессанса, однако постепенно возрождалось наследие античности, изучались труды Аристотеля и Авиценны, медицина Гиппократа. Средневековая наука пополнялась произведениями по геометрии, географии, астрономии, переведенными с арабского. Кстати, Саламанкский университет появился по соседству с тогда еще арабской Испанией с ее передовой по тем временам культурой. Это способствовало тому, что город стал одним из центров культурного подъема, собирая лучших ученых со всей Испании.
В 1401 году благотворитель и меценат дон Диего де Анайа-и-Мальдонадо основал при университете колледж Святого Варфоломея и добился для его студентов права бесплатно посещать любые занятия всех факультетов и работать в уникальной профессорской библиотеке. Он поддерживал способных, но неимущих молодых людей специальными стипендиями и подал пример многим другим: вскоре подобные колледжи выросли по всей Испании. Студенты этого колледжа оправдали надежды своего благодетеля и вскоре вышли в первые студенты. Активно составляя друг другу протекцию, они со временем оккупировали ключевые посты в светской и церковной администрации королевства.
Завершение Реконкисты в конце XV века католическими королями положило начало расцвету Испании. Централизация светской власти при Фердинанде и Изабелле и активная колонизация Америки потребовали резкого увеличения числа образованных людей. Отсюда энергичное покровительство Саламанке со стороны королевской власти, выражавшееся в значительной финансовой помощи и окончательном утверждении за университетом статуса ведущего в Испании. Благодаря высочайшей поддержке вуз стал лидером среди прочих учебных заведений Пиренейского полуострова. Туда потянулись дети благородных семейств и дети горожан, чиновников, землевладельцев, военных и купцов из разных концов страны.
Несмотря на террор инквизиции, в Саламанке открыто изучали гелиоцентрическую систему Коперника, повсеместно проклятую. Университет, превратившийся в XVI веке в центр европейского либерализма, интенсивно развивался. В 1566‑1567 учебном году количество студентов достигло 7863 человек, в то время как все население Мадрида составляло всего 11 000. К концу XVI века в Саламанке насчитывалось 70 кафедр, среди которые выделялись кафедры права, теологии, медицины, логики и философии, риторики, грамматики, древнегреческого, латинского, древнееврейского и халдейского языков, астрологии и музыки.
Расцвет университета продолжался до конца XVII века. Среди знаменитых выпускников того времени - драматург Кальдерон де ла Барка, поэты Хуан де ла Крус и Луис де Гонгора, беллетрист и музыкант Висенте Эспинель, писатель и математик Диего Торрес Вильяроэль.
Затем последовал кризис. Впрочем, в середине XVIII века был и светлый период, связанный с реформаторской деятельностью Карлоса III. Целью реформ стало ослабление влияния церкви в университете и рост авторитета королевской власти. Такое направление соответствовало духу просвещения, главным символом которого считали абсолютную монархию. Впервые были разработаны учебные планы, упорядочена государственная система контроля над высшим образованием, появились цензоры, кураторы университета, ответственные за финансовое обеспечение. Учебное заведение из автономного организма превращалось в часть централизованной государственной машины. Тем не менее в XVIII‑XIX веках Саламанка разделила печальную участь всех испанских университетов. Оккупация государства наполеоновской армией, война за независимость испанских колоний в Америке и политические неурядицы надолго подорвали престиж классического образования в стране.
Это интересно:
Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Сегодня ...
Духовные смыслы подтекстов гоголевской поэмы
В произведениях литературы XIX в. образы рассказчика и автора разделялись. Автор находился в стороне. Повествование полностью принадлежало рассказчику, автор лишь был наблюдателем происходящего. Таковы произведения А.С.Пушкина («Повести Белкина»), М.Ю.Лермонтова («Герой нашего времени»). По какому ...
Установление зависимости между развитием познавательного интереса и
использованием занимательного материала
Планирование исследования Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы: 1) подбор диагностического (занимательного) материала; 2) определение контрольной и экспериментальной группы; 3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня позна ...