Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Духовные смыслы подтекстов гоголевской поэмы

Страница 2

Что касается Коробочки, то это рачительная хозяйка, но ее жизнь – « .Это жизнь старой бездуховной старухи, чье медленное время отсчитывается хрипящими и шипящими настенными часами». Глядя на эту пожилую женщину в спальном чепце, понимаем, что писатель не старался ни позабавить нас, ни удивить. Однако почему-то выйдя из терпения, Чичиков назовет Коробочку дубинноголовой и крепколобой. Действительно, Коробочка не отличается остротой ума. Тем не менее, деревенька ее, и немаленькая, «показывала довольство обитателей». Получается, не такая она и плохая хозяйка. Чичикова положила на чистое белье, костюм гостя велела служанке вычистить, утром встретила приветливо.

Почему же тогда в поэме дубинноголовая Коробочка? На этот вопрос может ответить автор. И вот в эпизоде, где Чичиков выходит из терпения, появляется Н.В.Гоголь. «Впрочем – говорит автор, - Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены». Вот ее реальное прегрешение, причина, по которой ей приклеивают и дубинноголовость и крепколобость.

Из всех героев именно ее Гоголь, сначала найдя сходство с одним из чучел на длинных шестах, с растопыренными руками (на нем даже надет был чепец самой хозяйки), решил затем сравнить с министром. Тут опять голос автора, говорящий, что «хорош министр, которого ничем не пересилишь; сколько не представляй ему доводов, ясных как день».

Что касается Ноздрева, то о нем сам Гоголь скажет «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другой кафтане, кажется им другим человеком».

Повествователь даст обстоятельнейшую характеристику героя. Из нее мы узнаем, что в картинки играл Ноздрев не совсем безгрешно, что врать был горазд и без всякой нужды, что в свои тридцать пять был охотник погулять, частенько бывал бит. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он грез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего; что была у него одна маленькая страсть: любил нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины, и одна большая: любую минуту он готов был предложить ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть на все, что хотите.

Повествователь на двух страницах нарисовал портрет этого разбитного малого, говоруна, кутилы, лихача. Но сквозь эти строки явно чувствуется неподражаемая ирония и веселая насмешка Н.В.Гоголя и несколько раз сделает он характерные оговорки: «Таких людей приходилось всякому встречать немало» и «может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь уже нет Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так».

У Плюшкина от всего веет запустением, упадком, даже смертью: плохие дороги, разрушающиеся, покосившиеся избы и церкви, неухоженный господский дом, зеленая плесень, гниющее сено, разросшийся сад. Интерьер дома беспорядочен, хаотичен: куча разнообразного ненужного хлама, который Плюшкин копит неизвестно зачем (бессмысленное накопительство). Глаза помещика – как черные мыши, все еще быстрые; он старается все подмечать и следит за своими крепостными, жалеет свечей и бумаги, но бережливость его ничтожна. Душа его где-то внизу, а ее нужно поднимать, возвышать. Может быть, потому, он поднимал с пола все, что видел, что его душе это необходимо. Здесь же мы слышим голос автора: «Забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!» Даже бревна удивительной мостовой в имении Плюшкина «подымались то вверх, то вниз». Не так ли и Бог поднимает и спасает нашу душу, потонувшую в грехе?

Калейдоскоп бессмысленных деталей обрисовывает пустоту – подлинное содержание города, - в которой абсурдные слухи произрастают как грибы, так как горожане увязли в бездействии; у большинства нет ни целей, ни стремлений, они топчутся на одном месте.

Чичиков, по крайней мере, движется вперед по дороге жизни, хотя цели его, конечно, слишком мелочны. Шкатулка Чичикова – целый мир, вещественное повествование о жизни героя, о приобретениях, накопительстве, об упорной погоне за деньгами, о расчетливости и самолюбовании; здесь и мыло, и бритвы, и чернильница, и перья, и афиши, и билеты, и гербовая бумага, и ассигнации. Деньги составляют главную его страсть. Ведь еще отец учил его: «Все прошибешь на свете копейкой». Таким образом, через детали, подробности слышится голос автора, говорящий о том, что люди погрязли в вещизме, идет подмена ценностей. Духовное отодвигается, на первый план выступает материальное.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Методика поэтапной коррекционной работы по преодолению нарушения свистящего сигматизма
Процесс исправления произношения каждого дефектного звука традиционно делится на четыре этапа: 1 этап: подготовительный; 2 этап: постановка звука; 3 этап: автоматизация звука; 4 этап: дифференциация звуков. Эта методика была предложена Т.А. Ткаченко. Все этапы работы разделены на ступени и выстроен ...

Значение и актуальность формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Ещё задолго до того, как ребёнок встретился с математикой и её формальными правилами сложения и вычитания чисел, он должен познакомиться с не ...

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деяте ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru