Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На основе полученных данных мы вывели средний показатель уровня развития творческих способностей первоклассников, который отражен в рисунке 8.
Рисунок 8. Показатели уровня развития творческих способностей учащихся на контрольном этапе ОЭР
Высокий уровень показали 28% учащихся, средний уровень- 36% и низкий 36% учеников.
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов, мы наблюдаем, что количество учеников, показавших высокий уровень развития творческих способностей увеличилось на 10% (с 18% до 28%). На 9% увеличилось количество учеников показавших средний уровень развития творческих способностей, а количество учеников показавших низкий уровень сократился на 19%. При этом необходимо отметить, что у всех учеников повысились показатели, в том числе и у учеников показавших низкий уровень развития творческих способностей. Наглядно изменения показателей уровня развития творческих способностей первоклассников на констатирующем и контрольном этапах представлены в рисунке 9.
Рисунок 9. Изменение показателей уровня развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах ОЭР
На основе полученных результатов вероятным становится наше предположение о том, что включение игровой технологии на занятиях по изобразительному искусству положительно влияет на развитие творческих способностей учащихся первых классов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами изучены подходы к определению творческих способностей. За основу мы взяли понятие Выготского Л.C: “Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода”. Нами изучены компоненты творческих способностей, проблемой рассмотрения которых занимались А.Н. Лук, В.Т.Кудрявцев, В.Н. Синельников, Гилфорд. Несмотря на различие подходов, исследователи выделяют основные компоненты творческих способностей – это творческое воображение и творческое мышление. В нашей работе рассмотрены особенности развития творческих способностей, а также выявлены методы, приемы и средства развития их. Среди которых, наиболее эффективным является игровая технология.
При изучении проблемы использования игровых технологий в образовательном процессе за основу нами была взята концепция Г.К. Селевко об игровых технологиях как виде педагогических технологий. Игровая технология подразумевает включение достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Изучение работ Беспалько В.П., Давыдова В.В., Пидкасистого П.И., Шмакова С.А. и других показало, что использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников.
С целью проверки гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Результаты исследования подтверждают, что игровая технология положительно влияет на развитие творческих способностей учащихся. Так показатель высокого уровня творческих способностей увеличился на 10% (с 18% до 28%;), среднего уровня увеличился на 9% (с 27% до 36%), а низкий уровень уменьшился на 19 % (с 55% до 36%).
Результатом нашей работы являются методические рекомендации по использованию игровых технологий с целью развития творческих способностей первоклассников, составленные для учителей и студентов-практикантов.
Это интересно:
Врачебно-педагогический контроль
В течение периода исследовательской работы за школьниками осуществлялся тщательный врачебно-педагогический контроль. На основании данных исследований оценивалась эффективность экспериментальных методик занятий со школьниками, физиологическая нагрузка, уровень физической подготовленности и состояние ...
Особенности применения дидактических игр при
обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай ба ...
Классификация занимательного материала по русскому языку
Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь ...