Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
У детей с нарушением слуха больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, и меньше, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. Но в то же время проявление всех этих негативных личностных черт можно предупредить при наличии правильной воспитательной тактики.
Известны четыре типа воспитательной тактики взрослых - авторитарный, демократический, либеральный, неустойчивый стили. По сути дела, эти воспитательные тактики как нельзя лучше отражают семейный уклад, являются прямым, логическим их следствием.
В нашей работе мы попытались определить, как каждая из этих тактик влияет на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с сохранным слухом и с нарушением слуха.
Проведенное нами исследование показало, что стиль семейного воспитания оказывает большее влияние на развитие личности, на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха, чем на слышащих дошкольников.
Так, нормально слышащие дети с преобладанием в их семьях авторитарного, либерального, неустойчивого стилей семейного воспитания имели достаточно сформированные личностные качества, адекватную или завышенную самооценку, так как эти дети обладали более широкими возможностями, чем слабослышащие дети.
Слабослышащие дети в семьях с этими же стилями воспитания показывали более низкий уровень сформированности базовых качеств личности, более низкую самооценку, то есть обнаруживалась зависимость этой категории детей от микросоциума, от стиля семейного воспитания.
Также нами было установлено, что демократический стиль способствует развитию личности ребенка, чувства коллективизма, взаимопомощи, помогает ребенку более адекватно оценивать себя и свои возможности.
При авторитарном стиле наблюдается некоторая эмоциональная холодность детей, отчужденность, боязнь предложить свою помощь, отмечается заниженная самооценка.
При неустойчивом и либеральном стиле проявление положительных личностных качеств не отмечается стабильностью, самооценка в целом неадекватна, в большинстве случаев завышена.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на процесс формирования базовых качеств личности старших дошкольников с нарушением слуха и слышащих детей старшего дошкольного возраста.
Это интересно:
Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим ...
Структурные этапы ролевой игры
У исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа: 1) подготовительный этап, в рам ...
Методист учреждения дополнительного образования детей
Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист? Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист — «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном ли ...