Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В рамках государственной образовательной политики основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентноспособного, ответственного, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
К личности учителя, его профессионализму предъявляются очень высокие требования. В настоящее время важна не система знаний, умений и навыков сама по себе, а возможность создать условия для развития ключевых компетентностей, которые включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Исходя из этого, одной из наиболее значимых человеческих способностей на сегодняшний день является способность оценивать свою деятельность в соответствии с самыми высокими критериями в личной и профессиональной сфере. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, как сам учитель стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые личностные качества, это возможно только при наличии у него развитого профессионального самосознания, как системообразующего и регулирующего фактора профессионального роста и творческой активности.
В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
В настоящее время возникла объективная необходимость в создании качественно нового подхода к подготовке современного учителя, одной из важных задач которой является формирование педагогического самосознания будущего педагога. Сформированность педагогического самосознания современного учителя становится основой для оформления парадигмы личностно ориентированного образования, развития его гуманистических тенденций.
В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического осмысления проблем, связанных с организацией такой работы со студентами, которая способствовала бы расширению границ индивидуального профессионального самосознания молодых людей в рамках требований сегодняшнего дня.
Проблемы самосознания как динамической системы, как процесса, с помощью которого человек осознает себя, мы находим в трудах классиков философии (Н.А. Бердяев, Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Дж. Локк, Лейбниц, Л.В. Скворцов, Л.В. Стародубцева, Л. Фейербах и др.)
На сегодняшний день, благодаря усилиям отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина и др.), сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В их исследованиях установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самоотношение, самооценка. Хорошо изучены вопросы соотношения сознания и самосознания, структуры самосознания, возрастных особенностей самосознания и его генезиса, Я-концепции.
В общефилософском плане феномен самосознания рассматривается в тесной связи с проблемами сознания (Р. Декарт, Дж. Локк, М.К. Мамардашвили, В.М. Розин, А.Г. Спиркин, М.Б. Туровский, Л. Фейербах, З. Фрейд, Ю. Шрейдер, и др.) и саморазвития личности (Н.А. Бердяев, А. Камю, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.).
Большой вклад в развитие теоретико-методологического анализа профессионального развития внесли К.А. Альбуханова-Славская, B.C. Библер, Г.Г. Гадамер, И.С. Кон, А.И. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.В. Столин и др.
Актуальность. Анализ широкого круга философской, психологической и педагогической литературы показал, что в науке имеет место существенная теоретическая база для изучения профессионального самосознания учителя, но несмотря на обилие работ, посвященных изучению самосознания личности, тема эта не перестает привлекать исследователей в силу непреходящей значимости осмысления и понимания самого себя индивидом. Проблема самосознания остается одной из важнейших и для фундаментальной, и для практико-ориентированной психологии.
Цель курсовой работы – исследовать теоретическую базу для выявления психологических условий формирования и развития профессионального самосознания педагога.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические основы профессионального самосознания педагога;
- обозначить пути совершенствования профессионального самосознания педагога в рамках профессионального самовоспитания и в условиях тренинга.
Предмет исследования: психологические условия развития профессионального самосознания учителя
Объект исследования: профессиональное самосознание педагогов.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы исследования проблемы самосознания учителя в отечественной и зарубежной теории психологии.
Во второй главе исследуются возможности совершенствования профессионального самосознания педагога.
В заключении приводятся выводы и рекомендации по теме курсовой работы.
Это интересно:
Историческая практика и теории закрытых
общественных систем воспитания
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития антитезиса (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от тезиса (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противопол ...
Общественно-педагогическое движение 1980–1990-х гг
Результаты общественно-педагогического движения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг. Современное общественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различным вопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношение десятки миллионов людей – педагоги образовательных и в ...
Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...